Новости

Побит рекорд грузоперевозок по Северному морскому пути: подробности о единственном в мире атомном ледокольном флоте

Россия – единственная страна с атомным ледокольным флотом. Сегодня в его составе восемь судов, способных прокладывать путь сквозь многолетние льды Арктики, обеспечивая круглогодичную навигацию. Так, в 2024 году в нашей стране был поставлен новый рекорд — за год по Севморпути было перевезено 37,9 млн тонн грузов! Для сравнения, в СССР рекордным стал 1987 год, когда перевезли всего 7 млн тонн — в 5 раз меньше.
Каждый из ледоколов России уникален не только по своим техническим характеристикам, но и по внешнему виду. Предлагаем познакомиться с ними поближе!
«Ленин»: герой своего времени
Спуск на воду ледокола «Ленин».
Спуск на воду ледокола «Ленин».
Говоря о российских ледоколах, невозможно не упомянуть «Ленина», с которого, можно сказать, началась эпоха атомного превосходства страны. Он стал первым судном с ядерной энергетической установкой, и, хоть сейчас уже не покоряет ледяные просторы, по-прежнему является памятником советской науки и символом достижений атомной промышленности.
А теперь — о действующих ледоколах. Каждый их них неповторим не только в части конструкторских решений, но и имеет свою интересную судьбу. Рассказываем самое интересное!
1. Спасатели «Таймыр» и «Вайгач»
Братья-ледоколы с малой осадкой могут заходить в устья сибирских рек. Аещё эти суда помогают не только в Арктике!
Атомный ледокол «Вайгач» - маневренный помощник атомного флота
Атомный ледокол «Вайгач» - маневренный помощник атомного флота
В 2011 году «Вайгач» работал в Финском заливе из-за сложной ледовой обстановки на подступах к Санкт-Петербургу. Капитан ледокола рассказал: та ситуация стала исключительной в судьбе ледокола и экипажа. Провиант подходил к концу, и команды судов, застрявших в ледяном плену, топили снег, чтобы обеспечить себя водой. «Вайгач» освободил пленников, а позже по автоматической идентификационной системе пришло сообщение от болгарского экипажа: «Горячий брежневский поцелуй братьям из России за помощь».
2. Акула с характером — «Ямал»
«Ямал» - самый харизматичный ледокол атомфлота
«Ямал» - самый харизматичный ледокол атомфлота
Ледокол «Ямал» отличается от своих собратьев по атомному флоту акульей улыбкой, нарисованной на борту. Она появилась в 1994 году, когда в рамках международной гуманитарной программы дети из разных стран отправились на судне в путешествие Северный полюс — так ледокол выглядел веселее. Планировалось, что после поездки рисунок закрасят, но в итоге от этого отказались, и «акулья пасть» стала фирменной особенностью судна. До сих пор ее бережно восстанавливают, когда краска начинает сходить.
3. «50 лет Победы»: двойная сила
Ледоколы за работой!
Ледоколы за работой!
Корпус ледокола «50 лет Победы» — двойной: толщина внешней обшивки в носовой части достигает почти 5 см. Между корпусами находятся цистерны водного балласта: при перетекании воды из одного борта в другой судно раскачивается, эффективнее ломая лёд. В 2013 году на этом ледоколе доставили олимпийский огонь на Северный полюс, а сейчас он возит туда туристов. Пассажиры могут выйти прямо на лёд и устроить фотосессию на «макушке» Земли!
4. «Арктика» — ледокол, не знающий усталости
Изначально все ледоколы класса «Арктика» были жёлтыми, но выяснилось, что этот цвет плохо виден с воздуха, и их перекрасили в ярко-красный. Эти судна могут ломать лёд не только при движении вперёд, но и во время заднего хода.
Атомные ледоколы серии «Арктика» работают без дозаправки 5–7 лет благодаря ядерным реакторам. Их энергетическая установка настолько мощная, что могла бы освещать целый город!
5. «Сибирь» — бодрый новичок в атомном флоте
Атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 — один из самых современных и мощных в российском атомном флоте. Введённый в эксплуатацию в 2021 году, он представляет новое поколение ледоколов, способных работать как в глубоких водах Севморпути, так и в устьях полярных рек. Он обеспечивает круглогодичную навигацию, что имеет стратегическое значение для развития Арктики.
6. «Урал» — технологическое чудо российского атомного флота
Это третье судно проекта 22220 (ЛК-60Я). Арктический гигант имеет длину 173 метра (полтора футбольных поля!), ширину — 34 метра, а высота от ватерлинии — 50 метров. Благодаря двухосадочной конструкции он может работать как в океане, так и в речных устьях.
7. Контейнеровоз-призрак «Севморпуть»
Единственный в мире атомный лихтеровоз-ледокол «Севморпуть» долгое время стоял заброшенным в Мурманске, заработав репутацию «корабля-призрака». Но в 2016 году его восстановили, и теперь он снова в строю. Лихтеровоз занимается грузоперевозками и регулярно проходит маршрут от Камчатки до Санкт-Петербурга и обратно.
Но на этом российские атомщики не останавливаются: совсем недавно «Росатом» сообщил о завершении работ по созданию реактора РИТМ-400! Две такие установки появятся на ледоколе следующего поколения «Россия»! Они позволят судну колоть лед толщиной до 4 метров. Назвали их соответствующе, богатырскими именами: Добрыня Никитич и Илья Муромец.
В гостях у хозяев ледяных просторов.
В гостях у хозяев ледяных просторов.
Ледоколы России — не только уникальное достижение отечественной атомной промышленности, но и стратегически важные разработки для обеспечения бесперебойной навигации, торговли и грузоперевозок. Желаем экипажам легко преодолевать любые ледяные препятствия, а атомфлоту – продолжать удивлять мир уникальными разработками!